HRspace в разрезе: раскрываем тонкости поиска лучших кандидатов
Вообще, сотрудники сервиса HRspace — агрегатора частных рекрутеров и кадровых агентств — находят под ключ для компаний разного масштаба, специфики и географии не только айтишников, но и специалистов всех отраслей, нанесённых на карту рынка труда. Но сегодня речь пойдёт именно об ИТ. Отчасти потому, что и без того непростой подбор в этой сфере в последнее время превратился в квест с разными уровнями сложности. А также потому, что HRspace довольно часто получает запросы такого профиля, так что опыт в вопросе у исполнителей площадки уверенный.
Условия для найма, прямо скажем, не самые располагающие, будь вы хоть штатным HRD крупной компании, хоть руководителем частного бизнеса, который ищет людей сам. В такой ситуации одним профессионалам нужны другие — способные решить задачу в сжатые сроки и на условиях компании. И одна из таких внешних опор — HRspace.
Показываем, как это работает на примере жизни условной заявки на сервисе.
Легенда такая: есть небольшое предприятие, которое производит некий продукт, но напрямую не занимается ИТ. В компании установили систему 1С, но с масштабированием бизнеса возникла потребность в доработке конфигурации, поэтому теперь нужен программист, который поможет её поддерживать. Первым делом работодатель опубликовал вакансию на HeadHunter, но большой активности по откликам не получил (и мы уже знаем почему). Пошёл в чаты и соцсети, но там оказались нерелевантные кандидаты — вчерашние выпускники курсов или те, кто вообще ещё учится. Руководитель компании решил напрямую попросить помощи с подбором в hh.kz, там ему и рассказали про HRspace! С этого места по порядку.
Это база: знакомство с площадкой, оформление заявки
Первый шаг для руководителя нашей гипотетической компании — заполнить заявку.
Кажется, это несложно — просто скопировать и вставить описание вакансии с hh.kz. На деле нужно учесть ряд нюансов, чтобы предложение стало привлекательным и для рекрутера, который возьмётся за исполнение, и, главное, для соискателя. Заказчик не всегда знает все тонкости, поэтому, начиная с этого этапа и до финала поисков, с ним на связи наши специалисты по поддержке клиентов (нам больше нравится называть их менеджерами заботы о клиентах). Для начала проверяют каждый запрос и помогают наполнить его наиболее функциональной информацией.
Процесс консультирования клиента по оформлению заявки можно сравнить со сборкой конструктора, когда у вас есть какие-то его фрагменты — портрет специалиста, зарплата, которую вы готовы платить ему, условия работы, размер гонорара рекрутеру, сроки работы с вакансией и так далее, а у менеджеров есть понимание, как их сложить, что добавить, что убрать, то есть как ваши ожидания уравновесить с реальностью.
Пропустить этот этап нельзя, потому что он не только позволяет взглянуть на заявку со стороны, чтобы увидеть слабые места и подсветить сильные, но и отмодерировать её — убедиться, что она понятна для соискателей и законна. А это обязательное условие перед публикацией.
Отдельно менеджеры помогают настроить фокус по зарплате в заявке на подбор. Это всё-таки один из основных критериев её привлекательности. Если зарплата не на уровне рынка, подскажут. Конкретика цифр вообще крайне важна, подчёркивает менеджер Ирина Никитина, у которой, кроме опыта кадровой работы, ещё и хороший юридический бэкграунд.
Предположим, герой нашей истории, кстати как и многие реальные клиенты HRspace, выбрал сервис ещё и потому, что он предоставляет гибкие схемы оплаты работы рекрутеров-фрилансеров и позволяет самостоятельно назначать сумму гонорара. Но как понять, какой из трёх вариантов оплаты выбрать?
1) Заплатить сразу после выхода сотрудника.
2) Заплатить, когда он пройдёт гарантийный период.
3) Разбить сумму на две части 50/50.
Определиться с этим предстоит в самом начале работы, важно не ошибиться в схеме, иначе рискуешь отпугнуть исполнителей, подсказывают менеджеры.
Мэтч с рекрутером
Заявка работодателя на поиск программиста появилась на сервисе, и на неё уже даже начали откликаться рекрутеры. Наш заказчик может назначить исполнителя сам — из общего списка, а может — из тех, кто уже заинтересовался его заявкой и готов за неё взяться. Но как выбирать, если он первый раз на сервисе и никого из этих людей в деле ещё не видел?
Сперва стоит самому изучить профили фрилансеров, узнать побольше об их специализации и опыте, почитать отзывы других работодателей. Но так как на площадке есть и ветераны профессии, и начинающие, и владельцы кадровых агентств, и работающие соло эйчары, в первый раз определиться, кто из них лучше закроет конкретно вашу потребность и правда может быть сложно. Хорошая новость: для этой задачи тоже есть «проводники» — специалисты поддержки, умеющие направить в нужную сторону.
А чтобы поиски ИТ-персонала были продуктивными, в команде подбора нужен не просто хороший рекрутер, а виртуоз по привлечению такой категории сотрудников. Уже понятно, что профессиональных охотников за айтишниками на сервисе много и менеджеры с радостью укажут вам на такого.
В целом же профиль рекрутеров HRspace настолько широк, что они закрывают заявки от поиска заводчиков фазанов до амбассадоров международных компаний и комментаторов спортивных матчей в прямом эфире, свободно владеющих японским и хинди. А главное, фрилансеры понимают, как обращаться с болями компаний-гигантов и микробизнеса, так и тех, кто где-то между ними. Опыт и инструменты позволяют гибко подстраиваться под большинство вызовов разных индустрий.
Ещё немного о подсказках на этапе выбора исполнителя
Вернёмся к заказчику из легенды. Наш клиент настроен работать только с лидерами площадки и хочет выбирать исполнителей из самых лучших сотрудников. Как ему сузить круг? Заглянуть в топ-10, который сервис составляет ежегодно по итогам количества закрытых заявок рекрутеров.
Заказчик может выбрать от одного до трёх человек для работы над вакансией. Но в HRspace считают, что эта опция объективно нужна не всегда. Для некоторых задач усилия сразу нескольких рекрутеров, возможно, необходимы. Но нередко всё наоборот: работая вдвоём или втроём над одной заявкой, специалисты буквально толкаются локтями — кадровый рынок всё равно один, хотя и большой, каналы поиска пересекаются. Поэтому они могут не только мешать друг другу, но и тормозить сам подбор. А это не выгодно никому.
Идти за советом по количеству рекрутеров на заявку вновь стоит к специалистам поддержки. Один из них — Анна Виноградова, которая и сама до прихода на HRspace 10 лет работала в подборе, поэтому её рекомендации основаны на личном опыте.
К слову, сервису важно, чтобы, начиная работу с ним, вы понимали, как тут всё устроено, и могли самостоятельно ориентироваться, поэтому для каждого клиента проходит онбординг.
Синхронное приближение удачного финала
Наконец, заявка обрела своего исполнителя или исполнителей — начались поиски кандидатов. На этом отрезке пути менеджеры и специалисты HRspace по-прежнему остаются рядом с заказчиком.
Ещё один тонкий момент — коммуникация заказчика с рекрутером. Иногда нужно подкрутить скорость обратной связи первых, чтобы вторые могли двигаться дальше по цепочке подбора и эффективно выполнять свою работу.
Поскольку любое общение не исключает спорные и даже конфликтные ситуации, менеджеры выступают на площадке ещё и в качестве медиаторов, чтобы каждая из сторон процесса чувствовала себя безопасно.
Организационная и моральная поддержка — это не всё. Сервис берёт на себя также документооборот и юридические гарантии.
Пока идёт подбор, клиент и рекрутер общаются в чате площадки. Во всяком случае, в идеале должно быть так, и на то есть свои причины. В первую очередь ради надёжности и прозрачности процессов.
Рекрутмент от HRspace — это последовательный и трудоёмкий процесс, задействующий много разных специалистов. Но опыт менеджерской команды показывает, что успех подбора в итоге зависит не только от квалификации фриланс-рекрутеров и действий менеджеров, но и от отношения к делу самого заказчика. Иными словами, если существуют портреты идеального кандидата и идеального исполнителя заявки, справедливо, что есть и портрет идеального клиента.
Вместо послесловия
Для нашего работодателя поиск позади: его программист мечты найден и уже вышел на работу, помогает коллегам освоиться с автоматизированной системой, а рекрутер получил свой честно заработанный гонорар — все счастливы. Теперь заказчик подумывает взять в штат офис-менеджера и уже точно знает, к кому пойдёт с этой просьбой.
Задачи, сроки, вводные поиска на HRspace меняются постоянно, неизменным остаётся одно — экспертный подход персонала сервиса к этому. Получая вашу заявку, менеджеры и рекрутеры подходят к ней через критерии качества, аналитики, иногда прогнозирования, если она того требует. Это объёмное видение, которое включается у сотрудников сервиса, — один из главных гарантов итога, который устроит всех.
Подбор новых сотрудников — серьёзное и ответственное дело, и им лучше заниматься в кругу единомышленников. Тех, кого можно было бы даже назвать семьёй, будь это текст другого формата. Но смысл остаётся: площадка HRspace — место, где заботятся об интересах каждого её участника и о том, чтобы ответственность тут распределялась правильно. Разве не так бывает в хорошей семье? В семье с уважением ценности другого, пониманием его нужд и бережным отношением ко всем её членам.
Если вы прошли через все варианты внешнего и штатного рекрутмента, но подбор персонала с таким тёплым подходом ещё не пробовали — возможно, сейчас стоит расширить границы и довериться новому.